Причины разрушения предметов искусства


Основные причины разрушения живописи

Срок жизни экспоната во многом зависит от внешних факторов. Среди них можно выделить те, обеспечение которых зависит от хранителя или владельца произведения искусства, а в период реставрационных работ — от реставраторов. Наиболее важными условиями, влияющими на сохранность произведения искусства являются:

  • соблюдение температурно-влажностного режима в помещении, где находится произведение искусства;
  • предохранение от прямых солнечных лучей;
  • защита от агрессивных частиц воздуха, таких как вода с растворёнными в ней кислотами или щелочами, пыль, копоть;
  • защита от биологических разрушителей: бактерий, грибков, насекомых.

I. Температурно-влажностный режим

Главным фактором, определяющим состояние произведений живописи, является температурно-влажностный режим. Он замедляет или стимулирует химические, механические и биологические процессы, влияющие на сохранность произведения. Естественно, что соблюдение оптимального температурно-влажностного режима — главная забота хранителя или владельца произведения искусства. Температурно-влажностный режим зависит в первую очередь от климатических условий, от системы отопления и вентиляции внутри помещения. Влажность наружного воздуха, его загрязненность, суточные и сезонные колебания температуры влияют на режим внутри здания. Значение имеет даже расположение здания — за пределами города находится место хранения, или внутри городской застройки.

В отапливаемых помещениях оптимальным уровнем относительной влажности воздуха при температуре 15-21 °С считается влажность в пределах 50-60%. В этих условиях живопись, или другое произведение искусства приобретают стабильную влажность. При этом наименее вероятно возникновение нежелательных биологических или физических процессов, способных привести к разрушению красочного слоя или основы произведения искусства.

реставрация картин, реставрация икон, хранение, старая картина, живопись, реставрация в Москве, температурно-влажностный режим,

График зависимости равновесной влажности памятника в зависимости от показателей температурно-влажностного режима помещения.

II. Свет и сохранность живописи

Свет является одним из тех факторов, которые непосредственно влияют на сохранность картин. Без света, в темном помещении покровные масляно-лаковые пленки и масло, на котором стерты краски, сильно желтеют, вызывая общее потемнение живописи. Краски, содержащие свинец, например свинцовые белила, темнеют под влиянием газов, содержащих серу, особенно интенсивен этот процесс в темном помещении. Свет же восстанавливает цвет почерневших свинцовых красок. Все краски, стертые на масляном и масляно-лаковом связующем, при старении желтеют. Этот процесс вызывается химическими реакциями в самом связующем веществе и является необратимым. Что касается свинцовых белил, особенно стертых с льняным маслом, они сильно желтеют в темноте, но этот процесс обратим: пожелтение исчезает, если картину выставить на свет. В темном помещении интенсивнее идет развитие вредных для картин микроорганизмов, свет же уничтожает большинство этих вредителей.

   В то же время свет может играть и отрицательную роль в сохранности экспонатов. Под воздействием света как естественного, так и искусственного происходят два вида разрушений: видимые — изменения оттенка или цвета и невидимые — структурные разрушения или изменения физических свойств материалов произведений. По степени изменений под действием света материалы, из которых состоят экспонаты, принято делить на три категории: светостойкие — камень, гипс, фарфор, стекло, керамика, металлы, минералы, эмаль; относительно светостойкие — масляная и темперная живопись; наименее светостойкие — ткани всех видов, папирус, бумага и все графические техники, кожа шкуры, мех животных и проч.

   Наиболее опасным для экспонатов является естественный свет, особенно прямой солнечный, имеющий в своем составе высокий процент ультрафиолетовых лучей. Наименее опасен свет ламп накаливания, содержащий в своем составе до 80% инфракрасных лучей, не оказывающих химического воздействия на живопись. Свет люминесцентных ламп, приближаясь по своему спектральному составу к дневному, оказывает влияние на живопись в зависимости от типа ламп. Обычно по своему воздействию он приближается к дневному свету.

реставрация картин, реставрация икон, реставрация в Москве, старая икона, продать икону, цена картины

Икона, долгое время хранившаяся в темном помещении

III. Грязный воздух

Воздух городов сильно загрязнен сернистым газом, сероводородом, аммиаком, двуокисью азота, а также дымом, пылью и другими вредными для живописи веществами.

  • Cернистый газ — SO2, во влажном воздухе и на увлажненной поверхности произведений живописи, при соединении с водой, образует сернистую кислоту, которая обладает высокой разрушительной способностью;
  • Аммиак — NH3 — газ, легко растворимый в воде. Его раствор имеет щелочные свойства. Он вступает в химические соединения со связующими масляной живописи и с масляными лаками, а оседая на поверхности смоляных лаков, защищающих красочный слой, вызывает разложение — посинение и побеление лакового покрова. Скапливаясь в холсте, способствует увеличению в нем влаги, что ведет к развитию бактерий и плесени;
  • Сернистый водород (сероводород) — H2S — в произведениях живописи разрушает многие материалы, в том числе свинцовые белила и другие краски;
  • Озон — О3 — и двуокись азота — NO2 — активно вступают в химические реакции со многими красками. Ускоряют разрушение волокон холстов;

Все коррозионно-активные газы (SO2, SO3, HCl, NH3, NO2) разрушают поверхности металлов, на которых бывают исполнены произведения масляной живописи. Пыль — аэрозоли различного состава. Она состоит главным образом из мелких минеральных и органических частиц. В культовых помещениях к ним добавляется значительное количество аморфного углерода от сгорания свечей и масел. Частицы его адсорбируют из воздуха агрессивные газы и пары воды, увеличивая таким образом их концентрацию на поверхности живописи.

реставрация живописи, реставрция в москве, продать картину, икона, старая живопись

Копоть и пыль на картине

IV. Биологические разрушители

Несоблюдение первых двух пунктов, может привести к появлению биологических разрушителей на картине.

В результате повышенной влажности в помещении, при плохой циркуляции воздуха, недостаточном освещении, на произведении искусства могут развиваться плесневые грибы. Дело в том, что споры плесени живут в воздухе в неактивном состоянии, но при благоприятных условиях они тут же начинают развиваться. Плесневые грибы и бактерии питаются связующим в грунте. При длительном размножении они могут превратить грунт, который связывает живопись и холст, в порошок, это спровоцирует отставание красочного слоя от основы, и как следствие, ее утрату.

По мимо плесени, произведению искусства могут угрожать насекомые. Мухи, тараканы и другие насекомые, которые заводятся в доме в результате несоблюдения санитарных норм, могут оставлять на живописи кислотные засиды, со временем разрушающие красочный слой и холст. Личинки моли выедают шерстяные холсты, тараканы могут полностью съесть акварельную живопись, т.к. ее связующим является гуммиарабик. Жуки-точильщики проедают ходы в древесине, превращая подрамники или деревянные основы икон в труху.

повреждение картины, Жук-точильщик, реставрация в москве, реставрация. реконструкция, консервация, восстановление

Повреждение древесины жуком-точильщиком

Итог

Чтобы произведение искусства служило долго, регулярно проверяйте его состояние сохранности. При обнаружении негативных изменений, регулируйте режим хранения или обратитесь к специалисту, который сможет приостановить дальнейшее разрушение и предотвратить необратимые последствия.

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *