Реставрация картин и икон своими руками в домашних условиях


«Не навреди!» — основной принцип реставрации.

Если Вас посещают мысли, о самостоятельной реставрации картины или иконы, хочется предостеречь и дать несколько советов:

лиас Гарсиа Мартинес, Сесилия Хименес, Фреска, Ecce Homo, начало XX века, 2012 г, реставрация, реставр

  1. «Служенье муз не терпит суеты». Прежде всего нужно успокоиться и трезво оценить ситуацию. Без должной подготовки не следует приниматься за реставрациею. Неправильные, даже, казалось бы, безобидные действия могут навредить произведению или вовсе его уничтожить.Музейное хранение
  2.  Правильное хранение. Если у Вас нет возможности обратиться к специалисту, лучшее, что Вы можете сделать для объекта — это бережно с ним обращаться. Храните картину или икону в статичном положении, не допускайте механического воздействия. Если есть отставания/утраты грунта и красочного слоя, содержите объект в горизонтальном положении. Создайте стабильный температурно влажностный режим в помещении. Оберегайте памятник от сквозняков, прямых солнечных лучей, попадания пыли, влаги и других воздействий из вне. Так Вы сможете сохранить картину до лучших времен. Отправляйтесь на курсы реставраторов.Спас, Звенигородский чин, Андрей рублев
  3. Консервация. Если у Вас есть возможность обратиться к специалисту, но ограничен бюджет, Вы можете заказать консервацию произведения. Мастер обработает картину от плесени и насекомых, укрепит живопись, устранит прорывы и таким образом остановит разрушение памятника. После консервации, при нормальных условиях хранения, произведение может прожить не одно столетие. Эта практика широко распространена в музейной реставрации, когда после консервационных работ экспонаты десятилетиями ждут реставрации при этом не разрушаясь. Нередко, после консервации, памятник экспонируют в том виде, в котором он дошел до наших дней.Семейная икона, XVII век. Попытка отреставрировать икону в домашних условиях привела к полной утрате золота и живописи
  4. Удаление потемневшего лака и записей. Эти процессы являются наиболее ответственными и сложными в реставрационной практике. Со временем молекулы живописи и лакового слоя сплавляются между собой, что может повлечь удаление красочного слоя при попытке снять лак без должных знаний и инструментов. Часто в нашу мастерскую приносят вещи, испорченные «домашней реставрацией». Начитавшись в интернете рекомендаций, картины укрепляют на необратимые клеи, протирают маслом, используют воскосмоляные смеси, удаляют лак аммиаком и спиртом. Этого делать нельзя! Работа с такими объектами значительно затруднена, некоторые процессы необратимы.Фотосъемка живописи под микроскопом
  5. Предварительные исследования. Без предварительных исследований нельзя приступать к работе. Перед работой реставратор проводит анализ на состав лака или поздних записей, работает с микроскопом. Также проводятся исследования в УФ излучении, при плотных записях — в рентгеновских лучах, ИК лучах, а так же берут пробы на состав пигментов и связующего.

Часто, получая картину/икону/скульптуру на реставрацию, мы слышим от заказчиков: «Эта картина ничего не стоит, дорога как память, просто почистить, никаких исследований не надо.» Мы не согласны с таким подходом. Каждое произведение искусства, памятник той или иной эпохи, со временем растет в цене. А если он дорог как память, тем более не стоит экономить. За реставрацию вы платите один раз, а радовать картина Вас будет всю жизнь. Возможно, она станет семейной ценностью и будет переходить из поколения в поколение!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *